Ребенок не хочет ходить в детский сад. Как вести себя с родителями, ко

АЛЕКСАНДРА ФОКИНА, доцент кафедры возрастной психологии им. Л.В. Обуховой МГППУ, к. психол. н., Москва

Родители считают, что виноват детский сад, если ребенок не хочет ходить туда уже в октябре. И идут к вам разбираться, высказывать недовольство. В статье – три варианта поведения, с которыми вы можете столкнуться, и рекомендации, как правильно говорить с родителями, чтобы не допустить конфликта.

Когда ребенок не хочет ходить в детский сад, родители начинают предъявлять претензии. Чтобы решить проблему, нужно понять, в чем родители видят ее причину. Они могут обвинять воспитателя или других детей, а на деле оказывается, что проблема в эмоциональном неблагополучии семьи. На трех примерах разберем, как распознать, кто пришел к вам c претензиями, и как построить беседу, чтобы разрешить сложную ситуацию. По каждой ситуации психолог дает рекомендации для семьи и воспитателя.

Родители обвиняют воспитателя

Первый пример претензии родителей, что ребенок не хочет идти в детский сад, – виноват воспитатель. Мама Кати (4,5 года) жалуется, что дочь боится воспитательницу, энергичную требовательную женщину, и поэтому не хочет ходить в садик. Проблема возникла только в этом году, в прошлом году почему-то этого не было.

Создайте атмосферу взаимодействия

Когда родители открыто обвиняют сотрудника, дайте понять, что вы их слышите, учитываете их мнение и поможете. Проявите внимание, профессиональную выдержку. Родители должны почувствовать, что вы готовы взаимодействовать, не закрываетесь и хотите улучшить ситуацию.

Расспросите о проблемах и ожиданиях

Выясните у родителей, что конкретно их беспокоит. Узнайте, каких действий они ждут от вас. Так настроите родителей на сотрудничество и получите информацию о слабых сторонах профессиональной деятельности сотрудников.

Не высказывайте оценочные суждения

Не подтверждайте и не опровергайте суждения родителей о воспитателе. Если надо что-то сказать о воспитателе, говорите о его объективных профессиональных качествах, например, стаже работы. Нейтрально высказывайтесь о собственных наблюдениях за поведением сотрудника. Например, внимателен к детям, поощряет самостоятельность, никогда не говорит ничего дурного о семьях.

Дайте обратную связь

Родители должны понимать, вы в курсе того, что происходит в саду. Если воспитатель говорил с вами о ребенке, честно скажите об этом родителям. Например, «Ольга Петровна говорила, что Катя часто плачет по вечерам, когда других детей начинают забирать домой». Если высказывания воспитателя негативные, сглаживайте их или не упоминайте. Например, скажите, что воспитатель упоминал о детях, которые еще не адаптировались к саду, или, наоборот, говорил, что у кого-то из детей есть трудности.

Предложите объяснения

Родители могут обвинять воспитателя, потому что не видят другого объяснения поведению ребенка. Расскажите родителям о возможных причинах, по которым дети не хотят ходить в сад: отрыв от семьи, ребенок тревожится, что за ним могут не прийти. В виде вопроса предположите, может ли дело быть не в воспитателе. Аргументируйте: «видите ли, далеко не у всех детей есть такая проблема», «может быть много причин, давайте разбираться», «а Оля до садика оставалась с кем-то из взрослых, не с родителями, хотя бы на полдня?».

Расширьте взгляд на ситуацию

Родители, которые видят проблему в воспитателе, не могут объективно оценить ситуацию. Проследите вместе с родителем, когда возникла проблема, ежедневна ли она, бывает ли иначе и что этому помогает. Узнайте, как ребенок взаимодействует с другими взрослыми, часто ли он остается без родителей. Спросите, есть ли разница в отношении ребенка с другими сотрудниками сада. Даже если проблема действительно в отношениях с воспитателем, постарайтесь показать, что это не единственный фактор нежелания ходить в сад.

Предлагайте решения

+Назовите две конкретные меры, которые вы предлагаете, чтобы решить проблему. Это может быть совместная беседа с воспитателем, предложение родителям посетить группу, консультация педагога-психолога, рекомендация, как научить ребенка успокаиваться, что спросить у воспитателя, если скучаешь по маме, во что можно поиграть.

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЕ И ВОСПИТАТЕЛЮ

 

Семье: понять, чего родители ждут от воспитателя, и открыто обсудить свои пожелания с ним.

Воспитателю: соблюдать этические нормы работы и проявлять доброжелательность, даже если семья открыто идет на конфликт.

 

 

Родители винят других детей

+Второй пример про родителей, которые винят детей в том, что их ребенку плохо в детском саду. Мама Сережи (5,7 лет) жалуется, что сыну невыносимо ходить в детский сад, там так много хулиганов, Сережа просто не может – и не должен! – чувствовать себя хорошо рядом с этими детьми. Ведь мальчик привык к тишине, дома никто не повышает голос, культурная атмосфера. Поэтому он не хочет ходить в детский сад и вообще почти ни с кем в группе общаться не хочет.

Активно расспрашивайте

Ваша задача – понять, есть ли в группе дети, которые причиняют вред ровесникам. Задавайте конкретизирующие вопросы, чтобы разобраться в ситуации:

  • когда именно и что произошло,
  • кто участвовал,
  • в курсе ли воспитатель, родители,
  • обращалась ли семья к воспитателю, педагогу-психологу, родителям детей-обидчиков.Не занимайте ничью сторонуПоговорите о реакции ребенкаОтзеркальте родителям портрет ребенка, но не используйте негативные характеристики. Например: «я так понимаю, ваш ребенок ярко выражает эмоции, поэтому может показаться, что он самый шумный»; «она пока не знает, как реагировать, если кто-то толкается»; «он хочет общаться, но часто возникают непростые ситуации». Дайте родителю ответить, старайтесь фокусировать разговор на его ребенке и его семье.+Предложите направление работы
  • Скажите, что на ваш взгляд, причина сложностей во взаимодействии детей. Подчеркните, что видите в этом мишень работы. Опирайтесь на свой опыт, чтобы посоветовать родителю, какие качества стоит укреплять в ребенке. Например, научить его сразу говорить, если делают что-то, что ему обидно и неприятно, просить прощения, инициировать игру.
  • Если в группе есть дети, о которых родитель отзывается положительно, постарайтесь выяснить, что отличает их от «виноватых» детей. Подумайте, можно ли устроить общение в группе так, чтобы ребенок обходился по преимуществу контактами с «хорошими» детьми.
  • Переключите внимание
  • Задайте вопросы о том, как реагирует ребенок на ситуации, о которых говорят родители. Узнайте, может ли он постоять за себя, как владеет собой, выражает эмоции, может ли обратиться за помощью к воспитателю. По ответам родителей постарайтесь понять тип поведения ребенка.
  • Не оправдывайте и не критикуйте детей и семьи, к которым есть претензии у родителей. Займите нейтральную позицию.
  • Кратко записывайте ответы родителей. Если в группе есть дети-агрессоры, это может быть началом длительной работы.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ СЕМЬЕ И ВОСПИТАТЕЛЮ

 

Семье: помочь ребенку научиться справляться со сложными ситуациями и не терять мотивацию даже в коллективе, где не все ему нравятся.

Воспитателю: оказывать эмоциональную поддержку и поощрять ребенка каждый раз, когда он проявляет адекватное социальное поведение, успешно взаимодействует. Не противопоставлять ребенка другим детям ни в хорошую, ни в плохую сторону.