Анкета оценки качества услуг

Анкета удовлетворенности получателей услуг качеством оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей

Важные ссылки:

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральный институт развития образования

Федеральный портал "Российское образование"

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Бурятия

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Официальный интернет-портал государственных услуг

Федеральный информационно-просветительский портал «Растим детей"

Информационный портал "Добрая дорога детства"

Логопедические консультации по запросу получателей услуг

12.07.2020

 

 

12.07.2020

 Как научить ребенка говорить.doc [134КБ]

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.

Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить, и активное использование речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Речевое общение предполагает понимание речи.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов.

Механизмы формирования правильной речи достаточно сложны. Вместе с тем, решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера, а именно общение со взрослым.

Речь как средство общения, возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

     Развитие речи тормозится, если мать придерживается принципа не подходить к кричащему ребенку, чтобы не приучать его к рукам. Потребность в материнском внимании выражена у младенца очень сильно. До рождения он ощущал мать всей поверхностью тела, слышал ее голос, биение сердца, и вдруг все мгновенно исчезло. Ребенок оказался в незнакомой среде. Ему страшно, он призывает мать криком, и та должна немедленно оказаться рядом. В этом случае собственная речь ребенка, хоть и простая по форме, приобретает важный смысл: с ее помощью он может обратиться к матери и получить ее защиту. Если она на призыв не реагирует, речь лишается смысла, становится бесполезной, и с этого момента начинаются сбои в ее формировании.

Рекомендации родителям по формированию правильной речи

С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но, не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) – плач.

3-й – от 4 до 10 мес. Восприятие чужой речи. Инновация. Ребенок начинает соотносить отдельные слова с объектами реального мира. Значит, для его нормального развития взрослые должны называть все окружающие объекты и проговаривать все свои действия. Становление собственной речи.  Добавляются новые функции – сообщение о приятных моментах. Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут выполнять просьбы ребенка. Тогда радостная информация станет бесполезной, а плач для привлечения внимания к неблагополучию приобретет нежелательные оттенки (назойливость, чрезмерную требовательность, истеричность или бессилье). Из-за этого в характере ребенка закладываются такие нежелательные черты, как беспомощность, грубость, озлобленность, бессердечие. Их основой являются недоверие к взрослому и страх перед миром.

     Следует поддерживать появляющийся у ребенка лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.

К шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! И т.д. можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть, например: Дай ручку! До свиданья! И т.д.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребёнка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.

В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счётов и нанизанные на нитку.

В это же время, развивая у ребёнка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку! Дай кису! Садись! И т.д.

4-й – от 10 мес. До 3,5 лет. Восприятие чужой речи. Инновации. Во-первых, это превращение слов из звукового раздражителя в символ (код) реальных объектов. Символьное значение слов закрепляется за счет активного привлечения ребенка к различным действиям: Покажи кису; Покажи, как птичка летает. Во-вторых, к 3,5 годам появляется возможность управления поведением ребенка с помощью слова. Если на первом году жизни он реагировал только на физические и эмоциональные раздражители (тихо – громко, нежно – грубо), то теперь возникает смысловое восприятие. Становление собственной речи. В этот период ребенок активно осваивает язык. В 10-12 мес. Он произносит отдельные слоги и слова, к 3 годам формируется фразовая речь. Успешность этого процесса зависит от активного общения с близкими. Чтобы помочь ребенку, взрослый своим поведением показывает, как ему это приятно и интересно. Собеседники общаются глазами, сопровождают речь улыбкой и другими невербальными реакциями: это помогает ребенку овладевать речью. Ее формирование нарушается, если мать слушает ребенка с каменным выражением лица и быстро прерывает общение. Кроме того, важен правильный выбор тем для разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только о себе и о самом ближайшем окружении (своих игрушках, маме, вещах). Все это должно живо интересовать взрослых и в первую очередь мать. Когда ребёнок произнесёт первое слово (примерно в десять – двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка.

 Рекомендации для родителей.

1.При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук, с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение).

2.Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит. Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом.

  1. Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т.д.В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:2) «Барабанщик». Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.
  2. Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Пальчик-мальчик», «Водичка, водичка».
  3. 1) «Машина». Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би;
  4. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии и сам произносил эти звукоподражания. В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.
  1. Чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки; разучивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть, тем скорее он овладеет правильной речью.5-й - от 3,5 до 7 лет. Начиная с этого периода, восприятие чужой речи (общение) и становление собственной идут параллельно.
    Инновация. В 5-й период происходит становление разговорной речи. Важнейшей предпосылкой является формирование понятия «Я» и чувства собственности. Без ощущения себя как самостоятельной личности ребенок разговорную речь не освоит. «Свое» - это территория, где человек находится под защитой. Чтобы чувствовать себя уверенно, в «своем» нуждается не только малыш, но и взрослый. Без «мое» нет «Я». Следовательно, главным фактором, тормозящим развитие речи на данном этапе, служит несформированность понятий «Я» и «мое».        
    При нормальном общении на 4-м году жизни формируется достаточно богатая речь и привычка смотреть собеседнику в глаза, реагируя на невербальные сигналы. Детям, лишенным личных прав, присуща отрывочная речь, обилие звукоподражательных слов, назойливость, неприятное поведение. Круг интересов ребенка быстро расширяется. Его начинают интересовать глобальные проблемы: как мы растем, как появился первый человек на Земле, где кончается Вселенная. Если взрослые продолжают говорить только о ближайшем окружении (что ел, как спал и т.д.), нарушается становление мыслительных процессов и, как следствие, тормозится развитие речи. Как следствие вышесказанного, меняется информационная функция речи. На 5-м году жизни ребенка можно начинать обучать без опоры на наглядность, передавая знания об объектах, с которыми он никогда не встречался. Взрослым следует с интересом выслушивать собственные умозаключения ребенка об общих закономерностях и скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. Наконец, еще один важный фактор, который должен появиться на 4-м году жизни, - это сверстники. По сравнению с взрослыми, разговаривать со сверстниками и легче и труднее. Чтобы товарищ понял желаемое, ребенок старается делать речь более ясной и четкой. Совершенствуются способы общения: товарищ не обязан тебе подчиняться, но и командовать не имеет права - оба равны. В то время как по отношению к взрослому ребенок занимает подчиненное положение.
    7-й - после 12 лет. Инновация. Если на предыдущих этапах речь формировалась нормально, после 10-12 лет слово становится инструментом словесно-логического мышления. Данная функция возникает в онтогенезе последней. Ее зачатки видны ранее, но теперь человек должен пользоваться ею постоянно.Основные положения о становлении функции речи.
  2. В заключении хочу сказать, как любая другая функция, речь развивается только в том случае, если используется по назначению и приносит пользу человеку. Если мать не считает своего ребенка интересным собеседником, и ей приятнее общаться не с ним, а с подругами и родственниками, его речь будет неполноценной. Дефекты звукопроизношения - еще не катастрофа, их исправит логопед. Гораздо опаснее, что речь окажется эмоционально бедной, фрагментарной, отрывочной, изобилующей выкриками, звуковыми подражаниями и междометиями. Самое же страшное, если к подростковому возрасту она не станет инструментом мышления, и личность ребенка будет существенно  обеднена.          Выводы
  3. 6-й - после 7 лет. В этот период совершенствуются и усложняются все функции, возникшие ранее. Инновация. Появляется интериоризация речи. Часто возникает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней. В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления. Интериоризация речи протекает успешно, если для этого взрослыми создаются необходимые условия. Когда дети сталкиваются с ситуацией выбора, и им приходится самостоятельно решать какие-то жизненные задачи, беседуя с умным человеком (самим собой), взрослый должен выслушать их предположения и даже подсказать, поддержать морально, но ни в коем случае не предлагать готовых решений. Уважая ребенка, он сохраняет за ним право на ошибку. Интериоризация речи нарушается, если у ребенка нет никаких личных проблем, если родители, оберегая от сложностей жизни, не тренируют его самостоятельность.
  4. Это происходит, если взрослые под предлогом хорошего воспитания лишают ребенка права: - высказывать свои мысли (Помолчи; Не перебивай взрослых, когда они разговаривают; Успокойся); - иметь свое место в пространстве (Не бегай; Посиди спокойно; Не бери без моего разрешения); 3) иметь свое место в социуме (Раз пришли гости, уйди в свою комнату; Не приводи своих друзей); 4) иметь свою собственность (Отдай ему машинку, он тоже хочет поиграть; Какой ты жадный).
  5. Звукоподражания для заучивания с ребёнком: кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; цыплёнок («цыпа»): пи-пи-пи-пи; машина: би-би; поезд: ту-ту; самолёт: у-у-у; курочка: ко-ко-ко-ко; дудочка: ду-ду-ду.
  1. В онтогенезе становление функций речи происходит в определенной последовательности.
  2. Каждая функция, однажды возникнув, сохраняется на всю жизнь. При этом в периоде развития она развивается, усложняется и совершенствуется, в период старения распадается и выключается.
  3. Для успешного формирования речи ребенка в каждом возрастном периоде взрослые должны создавать необходимые для этого условия.
  4. Речь ребенка развивается, главным образом, благодаря каждодневному общению со взрослыми, которые стремятся к обмену информацией, т.е. хотят понять и быть понятыми. Ведущая роль в развитии речи принадлежит матери как человеку, с которым у ребенка существует биологическая связь. Чем младше ребенок, тем эта связь выражена сильнее и тем большее влияние оказывает мать на формирование его речи.
  5. Индивидуальные различия в развитии речи у детей до некоторой степени обусловлены генетически, а также подвержены влиянию среды.
  6. Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.
  7. Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.
  8. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. Речь должна быть четкой, внятной и эмоциональной.